Карт Expansion с «Physics-Chip»: Ageia PhysX – погружение в ретро технологии



Всем привет! Сегодня мы возвращаемся к теме старых технологий и поговорим о расширительных картах, которые в своё время были довольно революционными. В центре внимания будет одна интересная карта, которая на первый взгляд напоминает старую видеокарту. Но это не GPU, а PPU – процессор физики. В этой статье я расскажу о том, что такое PPU, зачем он был нужен, и как эта технология повлияла на игровой мир.

Что такое PPU?

PPU – это процессор для обработки физических эффектов в реальном времени. Эта технология появилась в начале 2000-х годов и была разработана швейцарской компанией Noex AG. С 2001 по 2004 год велась работа над созданием этого процессора, а в 2004 году компанию приобрела американская AIA, которая затем в 2008 году была куплена NVIDIA.

Физический процессор использовался для ускорения расчётов физических взаимодействий в играх. До появления PPU физика в играх рассчитывалась с помощью центрального процессора (CPU) и видеокарты (GPU), что ограничивало возможности создания реалистичных физических эффектов.

Введение в Ageia PhysX

Технология PhysX от AIA была внедрена в виде карт расширения, которые предлагали ускорение обработки физических процессов в играх. Карты PhysX выпускались разными производителями, такими как BFG, ASUS и Elsa. Эти карты были доступны с 2006 года и были предназначены для установки в обычные PCI-слоты на материнских платах.

На первый взгляд, эта карта похожа на видеокарту, но её задача состояла не в рендеринге графики, а в обработке физики. Карта обладала 128 МБ памяти GDDR3, что даже по меркам тех лет было довольно скромно. Её энергопотребление составляло около 30 Вт, что также было низким показателем для времени выпуска.

Как работала PhysX-карта?

Карта PhysX подключалась через обычный PCI-слот на материнской плате и использовалась для ускорения расчётов физики в играх. Без такой карты физические эффекты обрабатывались медленно и с низкой частотой кадров. Но с использованием PhysX карта позволяла значительно улучшить качество и скорость обработки физических эффектов.

Примером служит специальная демонстрация, которая показывала, как выглядели эффекты без использования карты (1-2 кадра в секунду) и с ней (35 кадров в секунду). Это наглядно демонстрировало разницу в производительности при использовании физического процессора.



Как PhysX использовался в играх?

Технология PhysX нашла своё применение в некоторых играх, таких как Ghost Recon: Advanced Warfighter 1 и 2. Эти игры позволяли игрокам взаимодействовать с объектами в окружении более естественным образом: взрывы разбрасывали объекты по воздуху, деревянные заборы можно было разрушать по-разному, в зависимости от направления и силы удара.

Эти нововведения делали игры более реалистичными, но за это приходилось платить высокую цену. Стоимость PhysX-карты на момент выпуска составляла около 300 евро, что было дороже, чем некоторые среднеуровневые видеокарты, такие как GeForce 8800 GTS. Это стало одной из причин, по которой технология PhysX не получила широкого распространения в игровом сообществе.

NVIDIA и интеграция PhysX

В 2008 году NVIDIA приобрела компанию AIA и интегрировала технологию PhysX в свои видеокарты. С этого момента пользователи могли выбирать, какой процессор будет обрабатывать физику: CPU или GPU. Это значительно упростило использование технологии и позволило отказаться от покупки отдельной карты PhysX.

Некоторое время пользователи могли использовать старые видеокарты NVIDIA для обработки физики, совмещая их с более новыми и мощными видеокартами. Это дало возможность использовать более дешёвые видеокарты для расчёта физики, что было полезно для тех, кто не хотел тратить деньги на отдельную карту.

GeForce GTX 275 Co-op PhysX

Вскоре после интеграции PhysX в свои продукты, NVIDIA выпустила уникальную видеокарту GeForce GTX 275 Co-op PhysX. Эта карта сочетала в себе два процессора: один мощный для обработки графики (GTX 275) и один более слабый для расчёта физики (GTS 250). Таким образом, пользователи могли получить выгоду от ускоренной обработки физики без необходимости приобретать дополнительную карту.

Дизайн карты напоминал другую модель NVIDIA – GTX 295, но в отличие от неё, GTX 275 Co-op PhysX использовала два разных процессора для различных задач. Эта карта позволяла геймерам получить наилучшее сочетание производительности графики и физики на одном устройстве.

Заключение

Технология PhysX сыграла важную роль в развитии компьютерных игр, позволив сделать их физику более реалистичной. Хотя она не получила широкого распространения из-за высокой стоимости и технических ограничений, её интеграция в видеокарты NVIDIA оказалась успешной. На сегодняшний день PhysX продолжает использоваться в современных играх, но теперь её расчёты выполняются непосредственно на видеокартах, что делает эту технологию более доступной для широкого круга пользователей.



PhysX – это яркий пример того, как инновации могут изменить игровой процесс, сделав его более погружающим и захватывающим. Технология, начавшаяся с отдельных карт, теперь стала частью повседневного игрового опыта.

Илья Першин
Оцените автора
Компьютерн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.